Что делать, если ребенок прогуливает школу?

ребенок прогуливает школу что делать

Практически каждый человек когда-то прогуливал школу. Кто-то вспоминает про эти моменты с улыбкой, в голове всплывают картины: прогулки в парке, аттракционы, посиделки у друзей, подделанные записки от родителей. Кто-то жалеет о своей юношеской безалаберности и видит в прогулах причину упущенных возможностей, отсутствия хорошего образования и работы. Независимо от отношения к собственным ошибкам, родители всегда остро реагируют, если по неуважительным причинам пропускает уроки их ребенок. Для того чтобы решить эту проблему, приходится искать причины такого поведения и мотивацию для учебы.

По каким причинам дети прогуливают уроки?

Ребенок прогуливает школу, потому что ему там неинтересно. Это одна из банальных, распространенных причин пропуска уроков. Либо учитель скучно преподносит материал, сам не особо любит свою профессию, либо ученик не видит смысла решать логарифмы, задачи по физике, вникать в химические соединения и формулы.

Неуверенность в себе, проблемы с освоением предмета, прогулы из-за страха получить двойку возникают и тогда, когда ребенок не понимает объяснения учителя, пропустил много занятий из-за болезни или семейных обстоятельств. Чем дольше не обращают внимания на ситуацию взрослые, тем больше она выходит из-под контроля.

Отношения с учителем так же могут стать причиной нежелания посещать уроки. Преподаватели не всегда демонстрируют объективность, нередко они делят учеников на отличников и двоечников, заранее имея предубеждения касательно способностей детей.

Проблемы в отношениях могут быть не только со школьным персоналом, но и с собственными родителями. Когда между матерью, отцом и их отпрыском постоянно происходят конфликты, нет понимания и контакта, ребенок может начать протестовать, прогуливать школу, подолгу не бывать дома. Желание досадить родителям перевешивает все грозящие неприятные последствия.

Прогулы школы учащаются среди учеников средней школы в весеннее время. 12-14 лет — это тот период, когда дети ощущают свободу, поскольку родители доверяют им и контролируют гораздо меньше, чем в начальных классах. В то же время еще нет давления и ответственности, как у старшеклассников. Теплая весенняя погода располагает к долгим прогулкам, нет необходимости решать вопрос, где пересидеть пропущенные уроки, можно сделать это на улице, в парке.

Романтические отношения в подростковом возрасте часто служат поводом для прогулов. Молодым людям хочется проводить время вместе, а не сидеть на скучных уроках. По вечерам это делать сложнее из-за родительского контроля.

Стадный инстинкт — желание казаться своим, быть популярным — в молодежной среде он часто связан с необходимостью пренебрегать правилами, не быть отличником, не слушаться взрослых. Ребята прогуливают за компанию, девочки пропускают первые уроки, чтобы успеть принарядиться, сделать прическу и накраситься.

Обычная лень, отсутствие режима дня способствуют тому, что ученики спят слишком долго, не успевают на первый урок, а после и вовсе решают остаться дома. Особенно легко это сделать, если оба родителя на работе.

Какие эмоции испытывает прогульщик?

Есть равнодушные ко всему люди, которые легко нарушают свои обязательства. Уже в школьном возрасте они не испытывают угрызений совести из-за прогулов и спокойно реагируют на замечания и упреки взрослых.

Однако эмоции большинства ребят во время прогулов более противоречивы. С одной стороны, это волнение, страх быть пойманным, с другой — приятный выброс адреналина, азарт, радостное возбуждение от собственной наглости и хитрости, предчувствие предстоящих развлечений, если для пропуска уроков есть компания.

Прогуливая школу, ребенку часто приходится проявлять изворотливость, сообразительность, мошенничать, подделывая записки учителю и оценки в дневнике. Любой адекватный человек понимает, что обман рано или поздно раскроется, и либо гасит в себе тревогу, либо мучается в преддверии неизбежной расплаты.

Дети, ответственные от природы, тяжело переживают затянувшиеся пропуски школы, когда не могут остановиться, боясь прервать замкнутый круг и попытаться что-то исправить. Им не ясно, что делать, когда двоек и пробелов в знаниях становится все больше, а объяснений прогулов нет.

Как выстраивать отношения с детьми в сложный период?

Для того чтобы решить проблему прогулов, важно нормализовать отношения с детьми. Когда существуют нерешенные внутрисемейные конфликты, ребенок не будет идти на диалог, а все его поступки будут продиктованы обидой или злостью на мать с отцом. Иногда ребята стараются таким способом привлечь внимания взрослых, занятых разводом, увлекшихся спиртным и не обращающих внимания на сына или дочь.

Если отношения с ребенком достаточно доверительные, можно попытаться узнать причины его поведения. Без давления и нотаций поинтересоваться, в чем дело. Не стоит искать виноватого, важно суметь мотивировать сына или дочь разобраться с нелюбимым предметом или проблемами в общении с учителем. Можно посмотреть фильмы на эту тему, посетить выставки и самим погрузиться в учебники, нанять репетитора, сходить к психологу, пообщаться наедине с преподавателем.

Важно делать все, чтобы ребенок понял, что у него есть соратники, которые понимают его и хотят поддержать. Не стоит критиковать его при посторонних или настаивать на пятерках, иногда выход — продумать план действий, чтобы получить оценку «удовлетворительно», дальше уделять внимание тому, что более интересно. Школьнику может казаться, что прогулы и двойки в четверти — это конец света, в силах родителей переубедить его.

Последствия прогулов для ребенка

Последствия прогулов — это, прежде всего, снизившаяся успеваемость. Ребенок пропускает важную информацию, отстает от одноклассников, получает плохие оценки, теряет уверенность в себе. Перспектива такого поведения — занятия на каникулах, переход в другую школу или даже отчисление.

Когда прогуливать начинает отличник или хорошист, долгое пренебрежение просьбами и замечаниями учителей и родителей оборачивается для него ухудшением репутации. Ему перестают доверять, портятся отношения со взрослыми.

Иногда подростковый бунт, протест против учителя, школы или родителей может быть справедливым, и вызван уважительными причинами. Тогда привлечение внимания взрослых положительно сказывается на будущем ребенка, все сообща решают проблему и меняют что-то в жизни и своих взглядах на нее.